Научно-технические достижения распространяются в производстве в форме инноваций (нововведений).
Под инновациями понимаются вновь созданный материал, продукция или технология впервые внедряемые в производство.
Инновационная деятельность как одна из форм инноваций осуществляется с целью внедрения НТП в производство и социальную сферу.
Характерные черты инноваций:
- качественный скачек в уровне техники в результате реализации изобретения;
- значительный экономический, социальный или другой эффект в результате инноваций.
Различают два типа технологических инноваций:
- ПРОДУКТИВНАЯ – внедрение нового продукта;
- ПРОЦЕССНАЯ – основание новых или значительно усовершенствованных способов производства и технологий и т.п.
По степени новизны инновации подразделяются на:
- принципиально новые, т.е. не имеющие аналогов в прошлом;
- новшества относительной новизны.
Развития инноваций происходит циклично. Некоторые экономисты утверждают, что волны инноваций набегают более или менее регулярно – примерно 50- летними циклами.
Результатами инноваций являются:
- обновление и расширение ассортимента производимой продукции.
Например, инновация связанная с освоением колеса привели к созданию новых приборов, материалов, техники связи и т.п.
- повышение эффективности производства, экономики, ресурсов, снижению себестоимости продукции и вызывают рост рентабельности;
- способствуют повышению производительности труда, облегчению труда и сокращению рабочего времени.
В развитых капиталистических странах преобладающая доля инвестиций и инноваций приходится на частные фирмы. Их деятельность формируется под воздействием конкуренции.
Однако следует отметить, что наблюдается высокая конкуренция промышленных инвестиций. В США и Франции на долю 100 крупных промышленных компаний приходится до 80 всех инвестиций. Это связано с тем, что только большие компании в состоянии вложить индивидуальные средства в освоение новой продукции, инвестиции имеют инновационный характер, и только крупные компании могут реализовать их по разным направлениям.
Практика показывает, что невозможно добиться эффективного функционирования экономики, ускорения НТП без мощного государственного регулирования – финансовая и кредитно-денежная политика, субсидии, налоги и т.п.
Инновационная деятельность предприятия включает:
- проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества;
- подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
- разработку технологического процесса изготовления новой продукции;
- проектирование изготовления, испытания образцов новой техники;
- подготовку, обучение персонала необходимого для проведения НИОКР;
- организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций.
Для обеспечения успеха в конкурентной борьбе предприятие должно постоянно заниматься совершенствованием выпускаемой продукции и обновлением ее номенклатуры. При формировании товарного ассортимента следует помнить важнейшее правило: «Внедряя в производство новое изделие, думай о его замене».
Новые виды изделий могут разрабатываться самим предприятием или приобретаться у других предприятий.
Процесс планирования инноваций, исходя из опыта стран с развитой рыночной экономикой, включает семь этапов:
1. Генерация идей и их отбор – это систематический поиск возможностей создания новых изделий. Источниками идей могут быть работники предприятия, конкуренты, покупатели и др.
2. Оценка продукции – первичная оценка идей, исходя из характеристик создаваемого товара. В результате такой фильтрации происходит большой отсев.
3. Проверка концепции. Этот этап включает оценку образца нового товара или изобретения потребителя.
4. Экономический анализ – включает определение возможности спроса, уровня издержек обращения производства предполагаемых капитальных вложений и размера прибыли.
5. Разработка продукции – создание образца изделия или базовой маркетинговой стратегии.
6. Пробный маркетинг – проблема реализации продукта в одном или нескольких выбранных районах и наблюдение за поведением потребителя.
Опыт зарубежных компаний показывает, что два изделия выведенных товаров на рынок определяют возлагавшиеся на них надежды.
7. Коммерческая реализация – этот этап соответствует этапу выведения товара на рынок и полномасштабного производства.
После выведения нового товара на рынок предприятие проводит маркетинговое наблюдение за ним на протяжении всего жизненного цикла.
Для оценки эффективности (прибыльности) инноваций применяются качественные и количественные методы.
К качественным методам относятся:
- установление процента от суммы продаж, который связывает инновации со сбытом, т.е. насколько результативны были затраты на научно-исследовательскую работу с точки зрения признания их рынком.
- Индекс отдачи – этот показатель является результатом стимулирования экономии, полученной за счёт инноваций в течение одного года.
Комплексные методы для оценки эффективности научных исследований различны.
Чаще применяются четыре главных метода инвестиционного анализа:
1. Срок окупаемости капвложений – т.е. промежуток времени в течение которого капитальные вложения окупятся и будут приносить дополнительный капитал.
, где
По – период окупаемости
2. Метод индекса доходности (Jh) ориентирован на анализ отношения суммы приведенных эффектов к величине приведенных капитальных вложений
, где
JR - индекс доходности
Kt - капитальные вложения в t –м году, руб.
Rt – результаты (доход) в t- м году, руб.
St – затраты, осуществляемые в t-м году, руб.
E – норматив приведения разновременных затрат и результатов
t - количество лет.
3. Чистая текущая стоимость является чистым дисконтированным доходом и определяется как сумма текущих эффектов за весь расчётный период
, где
ЧТС – чистая текущая стоимость
Rt – результат (доход) на - м шаге, руб.
St - затраты на - м шаге, руб., если ЧТС - 1, то проект не эффективен.
4. Метод внутренней нормы (ВНД) доходности показывает ту норму дисконта, при которой величина приведенных эффектов равна величине приведенных капиталовложений.
Проект эффективен если ВНД больше или равна требуемой инвестором нормы дохода на капитал.
В заключении следует отметить, что при оценке эффективности инноваций и их потенциальных возможностей необходимо помнить о несовпадении машстабов , применяемых при оценке их с социальной, экономической, научной и общественных точек зрения.
Литература:
1. РУДЕНКОВ А.М. «Экономика предприятия в условиях рынка», Минск
2. САФРОНОВ Н.А. «Экономика предприятия», Юрист Москва,