Инновационные технологии в начальной школе.
Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества». Таким образом, современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной. Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей 21 века мы обязаны воспитать привычку к переменам, научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать её. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности, по утверждению нейропсихологов, свойственна именно младшему школьнику. У детей этого возраста ведущим является правое полушарие, отвечающее за целостное эмоционально-образное восприятие и мышление. Человек правополушарного типа – исследователь. Признаком любой системы является её целостность: • общность цели; • общие задачи обучения; • единые дидактические принципы; • типические свойства методической системы; • система изучения результативности; • требования к организационным формам и условиям протекания учебного процесса; Целостность педагогической системы Л.В.Занкова достигается благодаря взаимодействию всех её частей, именно поэтому в своей деятельности я использую вышеназванную систему. Цель моего обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребёнка. Под общим развитием понимается развитие ума, воли, эмоционально-нравственных представлений, то есть то, что лежит в основе учебной деятельности и успешной социализации школьника. Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, с его окружением, поэтому я уделяю особое внимание организации учебной деятельности и социализации детей. Мною была поставлена задача – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. В своей работе я использую следующие дидактические принципы – • обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Реализация этого принципа создает условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, на уроке формируется атмосфера доверительного общения. Он предусматривает организацию коллективной учебной деятельности на уроке, которая ведет к решению задачи, с которой ребенок не может справиться самостоятельно, но оказывается в состоянии решить в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. • ведущая роль теоретических знаний. Этот принцип нацеливает не на простое заучивание формулировок, терминов, а на осознание связей и зависимостей между теоретическим материалом внутри определенного учебного предмета и между разными предметами, ведущей роли теоретического знания по отношению к практическому. • осознание процесса учения. В соответствии с принципом обучение строится так, чтобы ученики осознали не только закономерность последовательности материала и взаимосвязь понятий, но и сам процесс добывания знаний, чтобы они оценили свои возможности. • быстрый темп прохождения учебного материала. Принцип затрагивает не столько количественную, сколько качественную характеристику обучения. Процесс познания строится так, что более быстрое продвижение вперед идет одновременно с возвращением к пройденному. • целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся. Этот принцип предусматривает такое осуществление индивидуального подхода в обучении, при котором каждый ученик проходит своеобразный путь в своем развитии. Обучение по развивающей системе Л.В.Занкова осуществляется на основании единой методической системы, обладающей типическими свойствами, охватывающими все учебные предметы. Это - многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность. Методическая система является реальным механизмом для достижения таких приоритетов современного начального общего образования, как системная организация поисковой самостоятельной деятельности, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, реализация межпредметных связей, формирование общеучебных умений и навыков, в том числе информационно-коммуникативных. Развитию коммуникативных умений, способности работать в коллективе служит прежде всего организованное учителем содержательное сотрудничество детей в процессе поиска решения проблем на разных учебных предметах, а также при коллективном поиске информации, непосредственном ознакомлении с окружающим миром. Обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие взаимодействий, отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. Поэтому мне, как учителю, необходимо помочь детям овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, их умелое использование служит для взаимопонимания людей. В ходе развития коммуникативных способностей осуществляется воспитание толерантности. Работая по системе Л.В.Занкова 10 лет, я создаю атмосферу искренности и доверия на уроках, так как это необходимое условие успешности учебного процесса. В ходе общения с учениками я внимательно выслушиваю вопросы, ответы, побуждаю к доказательству высказываемых суждений, наблюдаю за классом, ободряю не только словом, но и взглядом, поощряя стремление ученика доискаться до истины. В общении «учитель – ученик» я придерживаюсь следующих критериев : • Учитель испытывает интерес к детям, их мыслям, чувствам, создает у каждого ученика чувство, что его понимают и принимают. • Учитель владеет умением «подать себя». • Дети испытывают и проявляют интерес, уважение к учителю. • Учитель внимателен ко всем детям, это дает возможность высказаться каждому ребенку; умеет организовать меру помощи, чтобы каждый испытал успех деятельности. • Учитель умеет во время диалога на уроке отдавать инициативу детям. • Учитель содействует спокойному, естественному поведению детей на уроке. В общении учащихся друг с другом я работаю и добиваюсь следующих показателей: • Дети умеют общаться без постоянного вмешательства взрослых, испытывают интерес к групповой и парной формам работы, в заданиях на коллективное творчество умеют распределять роли, добиваются слаженности и взаимопонимание. • Дети испытывают интерес к мыслям, суждениям, знаниям одноклассников. • Ученики владеют диалогической формой общения, умеют слушать друг друга, поддерживать чужие идеи и развивать их. • Коллектив класса мобилизует познавательную деятельность ученика. • Дети владеют мимикой, могут открыто передавать свои чувства, умеют устанавливать зрительный и вербальный контакт. В качестве иллюстрации направлений и критериев общения «учитель – ученик» приведу фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова». Обратите внимание на доску. (На доске написано слово варить.) Определите корень. Образуйте новые слова. Ответы учащихся: повар, варка, варенье, навар, вареный, заварка, заварной, самовар и т.д. Предлагается классифицировать слова по способам образования. Учащиеся классифицируют, высказывают свое мнение, обсуждают в парах варианты ответов, внимательно выслушивая друг друга. Таким образом были сделаны выводы. Приставочный - навар, повар. Суффиксальный - варка, варенье, вареный. Приставочно-суффиксальный - заварка, заварочный, заварной. Во время работы на доске были поставлены вопросы (?) с правой и с левой стороны от слова варить, которые убирались в ходе рассуждения учеников. А сложные слова – это способ образования новых слов? Давайте порассуждаем. Что такое сложные слова? Ответы: это сложение или слияние двух основ (корней) с помощью соединительных гласных о, е или без них. Во время данной работы создалась проблемная ситуация - сложные слова это способ образования слов? Ребята смогли доказать и убедить, что это именно так. И последний вопрос был решен. В русском языке есть термин неологизм «неос» - новый, «логос» - слово – образование новых слов. На какую сторону доски нам прикрепить слово неологизмы? В ходе обсуждения и общения ребята высказывают свое мнение на левую, т.к. там размещены 4 способа образования слов; на правую, т.к. именно там образованы новые слова; в середину, объединив и способы образования и сами слова. Развивающее обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Напротив – яркую, насыщенную, интенсивную. Ведь без преодоления трудностей нельзя воспитать думающего, самостоятельного человека! Мои наблюдения за учащимися показывают, что грамотно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровьесберегающего характера обучения.
|