Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Инновационные технологии в начальной школе.
Инновационные технологии в начальной школе.
 
Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества». Таким образом, современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.
Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей 21 века мы обязаны воспитать привычку к переменам, научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать её. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности, по утверждению нейропсихологов, свойственна именно младшему школьнику. У детей этого возраста ведущим является правое полушарие, отвечающее за целостное эмоционально-образное восприятие и мышление. Человек правополушарного типа – исследователь.
Признаком любой системы является её целостность:
• общность цели;
• общие задачи обучения;
• единые дидактические принципы;
• типические свойства методической системы;
• система изучения результативности;
• требования к организационным формам и условиям протекания учебного процесса;
Целостность педагогической системы Л.В.Занкова достигается благодаря взаимодействию всех её частей, именно поэтому в своей деятельности я использую вышеназванную систему.
Цель моего обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребёнка.
Под общим развитием понимается развитие ума, воли, эмоционально-нравственных представлений, то есть то, что лежит в основе учебной деятельности и успешной социализации школьника. Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, с его окружением, поэтому я уделяю особое внимание организации учебной деятельности и социализации детей.
Мною была поставлена задача – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
В своей работе я использую следующие дидактические принципы –
• обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.
Реализация этого принципа создает условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, на уроке формируется атмосфера доверительного общения. Он предусматривает организацию коллективной учебной деятельности на уроке, которая ведет к решению задачи, с которой ребенок не может справиться самостоятельно, но оказывается в состоянии решить в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
• ведущая роль теоретических знаний.
Этот принцип нацеливает не на простое заучивание формулировок, терминов, а на осознание связей и зависимостей между теоретическим материалом внутри определенного учебного предмета и между разными предметами, ведущей роли теоретического знания по отношению к практическому.
• осознание процесса учения.
В соответствии с принципом обучение строится так, чтобы ученики осознали не только закономерность последовательности материала и взаимосвязь понятий, но и сам процесс добывания знаний, чтобы они оценили свои возможности.
• быстрый темп прохождения учебного материала.
Принцип затрагивает не столько количественную, сколько качественную характеристику обучения. Процесс познания строится так, что более быстрое продвижение вперед идет одновременно с возвращением к пройденному.
• целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся.
Этот принцип предусматривает такое осуществление индивидуального подхода в обучении, при котором каждый ученик проходит своеобразный путь в своем развитии.
Обучение по развивающей системе Л.В.Занкова осуществляется на основании единой методической системы, обладающей типическими свойствами, охватывающими все учебные предметы. Это - многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность.
Методическая система является реальным механизмом для достижения таких приоритетов современного начального общего образования, как системная организация поисковой самостоятельной деятельности, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, реализация межпредметных связей, формирование общеучебных умений и навыков, в том числе информационно-коммуникативных.
Развитию коммуникативных умений, способности работать в коллективе служит прежде всего организованное учителем содержательное сотрудничество детей в процессе поиска решения проблем на разных учебных предметах, а также при коллективном поиске информации, непосредственном ознакомлении с окружающим миром. Обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие взаимодействий, отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. Поэтому мне, как учителю, необходимо помочь детям овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, их умелое использование служит для взаимопонимания людей. В ходе развития коммуникативных способностей осуществляется воспитание толерантности.
Работая по системе Л.В.Занкова 10 лет, я создаю атмосферу искренности и доверия на уроках, так как это необходимое условие успешности учебного процесса. В ходе общения с учениками я внимательно выслушиваю вопросы, ответы, побуждаю к доказательству высказываемых суждений, наблюдаю за классом, ободряю не только словом, но и взглядом, поощряя стремление ученика доискаться до истины.
В общении «учитель – ученик» я придерживаюсь следующих критериев :
• Учитель испытывает интерес к детям, их мыслям, чувствам, создает у каждого ученика чувство, что его понимают и принимают.
• Учитель владеет умением «подать себя».
• Дети испытывают и проявляют интерес, уважение к учителю.
• Учитель внимателен ко всем детям, это дает возможность высказаться каждому ребенку; умеет организовать меру помощи, чтобы каждый испытал успех деятельности.
• Учитель умеет во время диалога на уроке отдавать инициативу детям.
• Учитель содействует спокойному, естественному поведению детей на уроке.
В общении учащихся друг с другом я работаю и добиваюсь следующих показателей:
• Дети умеют общаться без постоянного вмешательства взрослых, испытывают интерес к групповой и парной формам работы, в заданиях на коллективное творчество умеют распределять роли, добиваются слаженности и взаимопонимание.
• Дети испытывают интерес к мыслям, суждениям, знаниям одноклассников.
• Ученики владеют диалогической формой общения, умеют слушать друг друга, поддерживать чужие идеи и развивать их.
• Коллектив класса мобилизует познавательную деятельность ученика.
• Дети владеют мимикой, могут открыто передавать свои чувства, умеют устанавливать зрительный и вербальный контакт.
В качестве иллюстрации направлений и критериев общения «учитель – ученик» приведу фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова».
Обратите внимание на доску. (На доске написано слово варить.) Определите корень. Образуйте новые слова. Ответы учащихся: повар, варка, варенье, навар, вареный, заварка, заварной, самовар и т.д. Предлагается классифицировать слова по способам образования. Учащиеся классифицируют, высказывают свое мнение, обсуждают в парах варианты ответов, внимательно выслушивая друг друга. Таким образом были сделаны выводы. Приставочный - навар, повар. Суффиксальный - варка, варенье, вареный. Приставочно-суффиксальный - заварка, заварочный, заварной. Во время работы на доске были поставлены вопросы (?) с правой и с левой стороны от слова варить, которые убирались в ходе рассуждения учеников. А сложные слова – это способ образования новых слов? Давайте порассуждаем. Что такое сложные слова? Ответы: это сложение или слияние двух основ (корней) с помощью соединительных гласных о, е или без них. Во время данной работы создалась проблемная ситуация - сложные слова это способ образования слов? Ребята смогли доказать и убедить, что это именно так. И последний вопрос был решен.
В русском языке есть термин неологизм «неос» - новый, «логос» - слово – образование новых слов. На какую сторону доски нам прикрепить слово неологизмы? В ходе обсуждения и общения ребята высказывают свое мнение на левую, т.к. там размещены 4 способа образования слов; на правую, т.к. именно там образованы новые слова; в середину, объединив и способы образования и сами слова.
Развивающее обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Напротив – яркую, насыщенную, интенсивную. Ведь без преодоления трудностей нельзя воспитать думающего, самостоятельного человека! Мои наблюдения за учащимися показывают, что грамотно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровьесберегающего характера обучения.

Категория: Мои статьи | Добавил: miheev (28.09.2010)
Просмотров: 14795 | Теги: Инновационные технологии в начально | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [3]
Поиск
Мои статьи [3]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск
    Поиск